Кадетская школа

10:23
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

В силу психолого-возрастных особенностей, отсутствия критического

мышления, интеллектуальной незащищенности дети напрямую испытывают

на себе влияние информации, выливающейся в огромных объемах на

неокрепшее детское сознание.

В качестве «трансляторов» информации выступают, в том числе,

мультипликационные и художественные фильмы, прозаические и

поэтические художественные произведения, музыкальные произведения и

видеоклипы к ним, компьютерные игры, социальные сети и т.п.,

неограниченный доступ к которым открывает Интернет.

Помимо полезного контента окружающая детей информационная среда

содержит опасный контент, который способствует интеллектуальному

развращению ребенка, усвоению им социально неприемлемых образцов

поведения, культивирует готовность к деструктивным практикам, в том

числе к суициду.

Таким образом, современным родителям с целью предупреждения

суицидального поведения в первую очередь следует учитывать специфику

информационной среды, в которой развивается ребенок, а следовательно,

постоянно интересоваться тем, в каких социальных сетях у ребенка есть

странички, каким из них он уделяет больше внимания, в каких группах он

состоит, на какие паблики подписан, какие темы для обсуждения его

интересуют в большей мере, какую литературу ребенок читает, какую

музыку слушает, какие фильмы смотрит, в какие игры играет и т.п.

При этом, обязательным и неизменным условием предупреждения

деструктивного или опасного поведения детей остается формирование и

постоянное поддержание доверительных, открытых отношений между вами

и вашими детьми.

Необходимо при любых обстоятельствах, несмотря на разницу в

интересах, предпочтениях, вкусах, манере говорить, одеваться и т.п.,

сохранять контакт со своим ребенком – важным является постоянное

общение с подростком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в

отделении от родителей.

Следует:

- разговаривать с ребенком о том, что происходит в его жизни, что его

волнует, радует, огорчает. Ежедневное общение с ребенком должно стать

правилом в вашей семье;

- с уважением относиться к тому, что кажется ему важным и значимым,

даже если с высоты вашего возраста и опыта вы считаете это

несущественным, не стоящим внимания. Помните, что в детское восприятие

отличается от восприятия взрослого человека;

- обсуждать планы ребенка на ближайшее и отдаленное будущее.

Узнайте, к чему ваш ребенок стремиться, что хочет, кем себя видит, как он

намерен добиваться поставленной цели, помогите ему составить

реалистичный и последовательный план действий – ребенку важно знать, что

вы верите в него;

- беседовать с ребенком на серьезные и, возможно, сложные для

осмысления темы: что такое жизнь? в чем смысл жизни? что такое

любовь, дружба, предательство и другие понятия? Эти темы очень

волнуют подростков, они ищут собственное понимание того, что в жизни

ценно и важно. Говорите о том, что ценно в жизни для вас. Не бойтесь

делиться собственным опытом, собственными размышлениями.

Доверительная беседа на равных всегда более эффективна, чем монологи

родителей о том, что хорошо, а что плохо в менторском тоне;

- помогать ребенку выстраивать свой ценностный мир, в котором

жизнь – сама по себе ценность, которую ни ценность социального успеха, ни

ценность хороших оценок или карьеры и т.п., не смогут заменить. Важно

научить ребенка получать удовольствие от простых и доступных вещей в

жизни: природы, общения с людьми, познания мира. Лучший способ привить

любовь к жизни – ваш собственный пример. Ваше позитивное

мироощущение обязательно передастся ребенку и поможет ему справляться с

неизбежно возникающими трудностями;

- формировать у ребенка понимание того, что опыт поражения

также важен, как и опыт достижения успеха. Рассказывайте чаще о том,

как вам приходилось преодолевать те или иные трудности. Конструктивно

пережитый опыт неудачи делает человека более уверенным в собственных

силах и устойчивым. И наоборот: привычка к успехам порой приводит к

тому, что человек начинает очень болезненно переживать неизбежные

неудачи;

- разбираться, что стоит за внешней грубостью ребенка. Подросток

может делать вид, что вы совсем не нужны ему, он может обесценивать

проявления заботы и нежности к нему. Тем не менее, ему очень важны ваша

любовь, внимание, забота, поддержка. Надо лишь выбрать приемлемые для

этого возраста формы их проявления;

- избегать авторитарного стиля воспитания подростков в силу его

неэффективности и даже опасности. Чрезмерные запреты, ограничения

свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию

или аутоагрессию (то есть, агрессию, направленную на себя). В

подростковом возрасте предпочтительной формой воспитания является

заключение договоренностей. Если запрет необходим, не пожалейте времени

на объяснение целесообразности запрета. Если же ребенок продолжает

протестовать, то постарайтесь вместе найти решение, устраивающее и вас, и

его;

- найти разумный баланс между свободой и несвободой ребенка.

Предоставляя свободу, важно понимать, что подросток еще не умеет с ней

обходиться и что свобода может им пониматься как вседозволенность.

Родителю важно распознавать ситуации, в которых ребенку уже можно

предоставить самостоятельность, а в которых он еще нуждается в помощи и

руководстве;

вовремя обратиться к специалисту, если поймете, что вам по каким-

то причинам не удалось сохранить контакт с ребенком. В индивидуальной

или семейной работе с психологом вы освоите необходимые навыки,

которые помогут вам вернуть тепло, доверие и мир в отношениях с ребенком.

Особое внимание по отношению к ребенку необходимо проявлять в

следующих ситуациях:

- при ссоре или остром конфликте со значимыми взрослыми;

- при безответной влюбленности или разрыве романтических отношений;

- при отвержении сверстниками, травле (в том числе в социальных сетях);

- при личной неудаче подростка на фоне высокой значимости и ценности

социального успеха (высоких отметок, материального благосостояния,

признания сверстников и т.п.);

- при нестабильной семейной ситуации (развод родителей, конфликты,

проявление насилия в отношении ребенка);

- при резком изменение социального окружения (в результате смены места

жительства, места учебы и др.).

Тревожными сигналами являются:

-прямое или косвенно выражение желания умереть или убить себя, а также

высказывания о нежелании продолжать жизнь. Таким образом, ребенок

пытается привлечь ваше внимание к себе и своим проблемам. Суждение о

том, что человек, решившийся на самоубийство, никому не говорит об

этом, является ошибочным;

-рискованное поведение, которое с большой долей вероятности может

привести к причинению вреда своей жизни и здоровью;

-резкое изменение поведения: пренебрежение своим внешним видом,

утрата интереса к любимым занятиям, апатия, безволие, появление

желания уединиться, отдаление от близких людей, раздаривание дорогих

ребенку вещей;

- появление проблем со здоровьем: потеря аппетита, либо, наоборот,

чрезмерное потребление пищи, постоянное ощущение слабости,

бессонница либо чрезмерная сонливость, кошмары во сне;

-изменение эмоционального фона: подавленное настроение на протяжении

длительного времени, раздражительность, резкие перепады настроения,

«беспричинные» слезы;

-внезапное снижение успеваемости и рассеянность, плохое поведение в

школе, прогулы, нарушения дисциплины;

-наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди

значимых взрослых или сверстников, кумиров.

Что делать?

Если вы заметили указанные признаки, в первую очередь постарайтесь

поговорить с ребенком «по душам». Важно помнить, что напрямую задавать

вопросы о желании совершить суицид следует только в том случае, если

ребенок сам затронул эту тему. Попытайтесь выяснить, чем обусловлено его

настроение, поведение, реакция, что его волнует в данный момент, не

чувствует ли он себя одиноким, никому не нужным, несчастным, загнанным

в ловушку, должником. Обязательно следует выяснить, «какова причина» и

«какова цель» совершаемого ребенком действия. Чаще всего ребенку

достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его

готовность к суициду снижается. При этом, не следует забывать, что ребенок,

почувствовав облегчение после беседы, вскоре может опять вернуться к тем

же мыслям. Поэтому даже после успешного разговора важно не оставлять его

в одиночестве. Поддерживайте ребенка, будьте последовательны и

настойчивы.

Не бойтесь обращаться к специалистам – детскому (подростковому)психологу или детскому (подростковому) психиатру. Такое обращение не означает постановки на учет и клейма психической неполноценности. Оно

поможет уберечь вашего ребенка от трагического поступка.

Как правило, дети и подростки, покушающиеся на свою жизнь,

психически здоровы, просто оказались в сложной ситуации, с которой трудно

справиться самостоятельно, без помощи родителей и специалистов.

Будьте внимательны и тактичны по отношению к своим детям!

Любите и берегите их!

 

 

Просмотров: 402 | Добавил: internat
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]